ВОСПИТАНИЕ   ДЕТЕЙ   В   СЕМЬЕ

Семья, как говорила Первая женщина на Земле Ева, это «7 я». То есть семья состоит из таких кровно близких людей, которые рассматриваются как семь частей одного целого. Слово «семья» произошло от слова «семя», и поэтому с давних времен считается, чтобы семя взошло, семья должна жить в согласии и мире. И ходят слухи, что если семья достойная, то у нее появляются плоды любви-дети. Конечно, есть семьи без детей, но самым главным и важным связующим звеном семьи является ребенок. Детишек любят, о них заботятся, им желают счастья и добра. Всем известно выражение, что дети могут являться, как цветами жизни, так и ее сорняками. Семья-наиважнейшая среда нравственного формирования личности детей и важный инструмент воспитания, который несет ответственность за формирование образа жизни ребенка. Наличие семьи необходимо для всестороннего воспитания личности человека, ибо только на примере полной семьи можно показать ребенку, как должна в идеале выглядеть ячейка общества. При условии, конечно, что отношения в семье здоровые и правильные. Нет смысла воспитывать ребенка в полной семье, отец или мать которой не могут показать достойного примера для своих детей. Здесь уже необходимо избавляться от нездоровой части семьи. Потому что нет смысла детям жить, например, с отцом, который злоупотребляет спиртными напитками, либо наркотиками, либо применяет насилие над супругой или самими детьми. Такая семья не принесет надлежащего положительного воздействия на психику ребенка и воспитание в проблемной семье даст только отрицательные результаты. 
В некоторых случаях воспитание детей происходит не в семье. Дети, лишенные родителей по каким-либо причинам, воспитываются в детских домах и интернатах. В последнее время государство усиленно работает над этим вопросом, проводя пропаганду усыновления и удочерения детей из детских учреждений и перевода их в семьи. Благодаря тому, что создаются условия для усыновления (увеличения пособий приемным родителям и опекунам, получение жилья для многодетных семей), многие семьи начали брать детей из детских домов, делая их счастливыми. Все это совершается потому, что воспитание детей именно в семье делает малышей менее подверженными одностороннему либо запоздалому развитию. Воспитание в семье дает детям то, чего, к сожалению, не могут дать интернаты и детские дома. Это любовь родителей (пусть даже приемных) и взаимная ответная детская любовь. Все это дарит ребенку радость и покой. А также именно в семье воспитание ребенка приобретает социализированный характер, дети в семье быстрее приобщаются к социальной жизни, приобретают опыт семейной жизни. Хорошо, когда семья большая и состоит из людей разного пола и возраста. Тогда ребенку легче воспитываться и проявлять свои интеллектуально-эмоциональные возможности. В большой семье отлично чувствуют себя и взрослые люди. Старики ощущают себя востребованными, так как заняты воспитанием внуков и правнуков. Они передают им свой жизненный опыт, взаимно даря друг другу любовь и заботу. Именно воспитание детей в полной большой семье дает ребенку трудовые навыки, связанные с общими семейными делами и заданиями старших. Это происходит во время помощи родителям по дому, либо воспитании младших детей или ухода за стариками. Семья помогает ребенку выбрать свою профессию, так как дети слышат каждый день, чем занимается на работе его мать, отец, братья или сестры, чем занимались бабушки и дедушки. Воспитание детей в семье помогает развивать навыки для будущего создания собственной семьи. Детям, проживающих в интернатах и детских домах, во взрослом возрасте труднее создать свои семьи, так как они не видели перед глазами образца (модели) настоящей семьи. Воспитание детей в семье является очень тонким делом. Родители должны быть деликатными и тактичными (особенно с приемными детьми), так как существует много вопросов, в которых дети несведущи и без родительского совета действовать не могут. Родители в семье должны быть и педагогами и психологами, чтобы вовремя найти подход, такт и терпение при воспитании. Мать и отец, прежде всего, должны иметь авторитет и уважение, и тогда любое их решение воспринимается детьми адекватно и без лишних споров. Но данный авторитет невозможно купить или вбить ребенку в голову. Он формируется на основании поведения и образа жизни родителей. Если требования к детям носят лишь временный характер и не имеют повседневной последовательной направленности, то и выполнение поручений будет «спустя рукава». Непоследовательность при воспитании детей в семье заключается в том, что иногда такой поступок делать разрешают, а в следующий раз за это же могут строго наказать. Или одному члену семьи такое делать можно, а другим нет. Все эти противоречия вызывают протест в сознании ребенка, и он отказывается выполнять такие поручения. Также бывает, что, например, отец накажет ребенка, а во время наказания мать жалеет дитя. Она отменяет наказание отца, спорит с папой прямо на глазах у ребенка, жалея дитятку. Это одновременно рушит как авторитет отца, так и авторитет матери. И в следующий раз дети подумают, с кем из родителей лучше договариваться о помиловании, судя по их настрою. Воспитание детей в семье в большей степени зависит также и от социального статуса родителей. Ведь не может быть воспитание одинаковым как в сельской глуши, так и в центре мегаполиса. Жизнь, статус, возраст, национальность и менталитет родителей играют огромную роль в воспитании детей в данной конкретной семье. Около двадцати лет назад молодые люди в более раннем возрасте стремились завести детей. Это делалось и в 18, и в 19, и в 20 лет. Молодежь особо не думала о жилье, работе, перспективах. Многие проживали с родителями, и вопрос о приобретении недвижимости не стоял так остро. Многие считали, что если «бог даст ребенка, то даст и на ребенка». Все как-нибудь сложится само. В настоящее время подход к продолжению рода в большинстве случаев изменился. Многие молодые стремятся сначала достичь материального благополучия, получить образование, купить недвижимость, стать независимыми и состоявшимися людьми, а после чего уже думать о продолжении рода. Это становится тенденцией. И многие семьи начинают заводить детей уже после 30-35 лет. А в Европе и в крупных городах России многие живут вообще без брака и детей, предпочитая семьи «чайлдфри»-то есть семьи, свободные от детей. Эти мужчины и женщины добровольно решают не иметь детей и заключают браки по этому принципу. Они не являются бесплодными, а специально, порой, делают искусственную стерилизацию, чтобы никогда не беременеть. Эти семьи прекрасно обходятся без детей, занимаются саморазвитием, путешествуют по миру, живут чисто для себя, не желая заботится еще о ком-то.
Также существует понятие «чайлдхейт»-это детоненавистники, которые испытывают ненависть и иные негативные чувства к детям. Их не стоит путать с людьми-чайлдфри, которые в целом не испытывают ненависти к детям, а лишь не любят дискомфорт, сопровождаемый наличием ребенка в семье. 
Чем выше образовательный статус семьи, тем воспитание происходит на более интеллектуально развитом уровне. В недавние времена считалось, что чем выше уровень образования матери, тем меньше детей она производит на свет, стремясь дать малому количеству детей больше благ. А чем ниже социальный и интеллектуальный статус женщины, тем большее количество детей она стремится родить. И тем меньше благ она дает каждому из них. Потому, что, в своей основной массе, доходы таких семей не велики. 
В последнее время эта версия изжила себя, так как многодетными сейчас становятся семьи и с высоким жизненным и интеллектуальным уровнем. Эта тенденция очень благоприятная, так как дает возможность большему количеству детей появиться на свет и развиваться в полноценных хороших семьях, дающих всем детям образование, средства, любовь, заботу, внимание и отличное воспитание. 
В каждой семье, так или иначе, существует своя собственная система воспитания. Это цели семьи, задачи, направления, традиции, способы поощрения и наказания. Есть семьи, которые нацелены на здоровый образ жизни, там дети воспитываются в любви к физкультуре, спорту, прогулкам, активному образу жизни, более-менее здоровому питанию. В таких семьях многие занимаются спортом либо фитнесом, нет культа обжорства, главное-это активность и бодрость духа. Воспитание детей проходит в здоровой обстановке. 
Есть семьи, нацеленные на культ питания, где основным занятием является приготовление вкусных блюд, выпечки. Если питание здоровое, то в этом нет беды. Но если каждый член семьи питается неправильно, объедаясь быстрыми углеводами, злоупотребляя сладостями и газированными напитками, то воспитание детей в таких семьях сразу идет на путь отклонений от здорового образа жизни. В таких ячейках общества у каждого члена семьи, к сожалению, нередок избыточный вес и сопутствующие этому заболевания: сахарный диабет, болезнь сосудов, сердца и других внутренних органов, страдающих от скачков сахара в течение всего дня. Таким семьям желательно пересматривать свой образ жизни и менять свои вкусовые привычки, чтобы жить полноценной активной жизнью. 
Есть семьи, в которых каждый занят своим делом и общих интересов нет. Тогда главам семей необходимо воспитывать своих детей в духе коллективизма, чтобы каждый привносил в семью частичку самого себя, чтобы всем было интересно вместе. 
Но какими бы разными и уникальными не были семьи, всех их должна объединять любовь. Необходимо, чтобы каждое «я» чувствовало себя частичкой целой семьи. Нужно постараться воспитать своих детей в семье так, чтобы ребенок был уверен, что его любят безусловно, просто за то, что он есть, безгранично и беспредельно. Семья является ячейкой общества и поэтому подразумевает воспитание у детей целеустремленности в покорении тех задач, которые актуальны для данной конкретной ячейки. Необходимо давать детям как всестороннее физическое, так и духовное развитие, внушать ценности, приемлемые как для семьи в частности, так и для нашего государства в целом. Родители обязаны заботиться не только о воспитании, но и о здоровье ребенка, его закаливании, развитии силы и выносливости, так как в конечном итоге, детям нужно становиться взрослыми. На них ляжет вся ответственность за дальнейшее существование человечества на планете Земля.